06.07.2023 | 10 недель | Открытое образование |
О курсе
Курс состоит из девяти тематически взаимосвязанных модулей. Они не учат держать в руках фотокамеру, замерять экспозицию или настраивать свет, но представляют фундаментальные знания из области теории визуалистики, знакомят с практиками и приёмами использования фотографии в изучении визуальных проявлений жизни человека, способствуют развитию визуальной грамотности и визуального воображения.
Курс будет полезен не только социальным исследователям, но и специалистам в сфере рекламы и масс-медиа, дизайнерам, журналистам, издателям, профессиональным фотографам и фотолюбителям.
Результат
По завершении курса «Как читать фотографию» слушатели смогут:
- оперировать основными понятиями визуалистики и теории зрительного восприятия плоского изображения;
- выделять и оценивать роли отдельных участников фотографических практик;
- выбирать наиболее релевантные подходы к анализу визуальных данных;
- самостоятельно проводить анализ фотографии;
- проблематизировать и объяснять визуальные проявления социальной жизни;
- создавать собственные информативные визуальные тексты;
- выстраивать ряд фотографий в связный и последовательный визуальный нарратив.
Формируемые компетенции
О преподавателях


Входные требования
Содержание курса
Модуль 1. Фотография и язык. Фотография как текст, или Зачем нужна «визуальная грамотность». Как «говорит» фотография, или Истории в картинках. Четыре агента фотописьма и фотографическое приключение. Где рождается смысл: текст и контекст. «Чтение» фотографии: от узнавания до понимания.
Модуль 2. Восприятие фотографии: время и пространство, статика и динамика. Фотография как образ прошлого, или Что значит «помнить фотографией». Время и пространство фотографии. Геометрия фотографии, или Куда приводят углы. Движение в статике фотографии.
Модуль 3. Фотография и общество. История человека в фотографии. Фотография: реальность или вымысел. Фотография как «зеркало» и «идеализатор поведения». Фотоконструкция образа «Я». Жажда жанра.
Модуль 4. Прикладные возможности фотографии в науке. Интеграция фотографии и науки. Назначение фотографии в науке. Партнёрская работа с фотографией. Визуальные методы обратной связи: фотовыявление. Визуальные методы обратной связи: фотоотклик. Фотография и маркетинг: как картинки заставляют нас покупать.
Модуль 5. Практика создания фотографии в целях исследования. Как и зачем фотографировать, если ты не фотограф, а исследователь. Как развить визуальное воображение. Этика работы с фотографией: «вхождение» VS «вторжение». Что такое «портрет с окружением». Три ошибки фотографирующего исследователя.
Модуль 6. Практика анализа фотографии. Секвенционная интерпретация Р. Брекнер. Семиотическая и структурная интерпретация. Герменевтическая и дискурсивная интерпретация. Иконография и иконология Э.Панофского. Контент-анализ фотографии: за и против. Комплексный подход к анализу фотографии.
Модуль 7. Предметное поле фотографических исследований. (Авто)биография и фотография в семейном альбоме. Фотография в исследованиях городского пространства. Идеологичность видения в фокусе фотокамеры. Мода, красота и телесность в зеркале фотографии. Фотография в СМИ: функции и возможности.
Модуль 8. От фотографии к киноплёнке. Кино аттракционов и первые оптические приборы. Фотография как застывший кадр. Фотография как основание природы фильма З. Кракауэра.
Модуль 9. Фотографирование само по себе. К вопросу о мотивах фотосъёмки. Туристическая фотография. Фотография в обрядах перехода. Мобилография, вернакулярная фотография и социальные сети. Фотография как повседневное искусство.
Модуль 10. Итоговое тестирование.
Профессии, специальности и направления подготовки | 42.03.03 Издательское дело
41.03.04 Политология 47.03.01 Философия 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств 50.00.00 Искусствознание 37.03.01 Психология 54.03.01 Дизайн 42.04.05 Медиакоммуникации 46.03.02 Документоведение и архивоведение 51.03.01 Культурология 42.03.01 Реклама и связи с общественностью 39.03.01 Социология 46.03.01 История 42.03.02 Журналистика 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты 50.03.04 Теория и история искусств |
Область деятельности | Гуманитарные науки
Науки об обществе Искусство и культура |
Дата окончания записи | 07.09.2023 |
Трудоёмкость в з.е. | 3.0 |
Количество лекций | 10 |
Дата ближайшего старта | 06.07.2023 |
Дата окончания | 14.09.2023 |
ID курса | 4a0f3b02a0d84110b1924c9119889122 |
К-во обучающихся на версии курса | 39207 |
Язык | Русский |
Длительность | 10 недель |
Сертификат | Есть |
Версия | 11 |