18.03.2020 | 10 недель | Открытое образование |
О курсе
Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа. Материал курса представлен посредством критического анализа содержания и эвристического потенциала основных исследовательских программ, определяющих облик современного социального и гуманитарного знания: герменевтика, критическая теория, структурализм и постструктурализм.
Результат
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
- УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
Формируемые компетенции
О преподавателях


Содержание курса
Онлайн-курс состоит из десяти разделов:
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Предмет, специфика и функции социально-гуманитарных наук
6.1. Возникновение и основные вехи развития социально-гуманитарных наук
6.2. Предмет социально-гуманитарного знания в горизонте смены типов рациональности
6.3. Категориальная обеспеченность социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.4. Методология социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.5. Основные методологические стратегии
Раздел 7. Герменевтика: проблема понимания в дискурсе социально-гуманитарных наук
7.1. Что значит понимать
7.2. Введение в историю герменевтики
7.3. Становление герменевтики: от практики и методологии истолкования текстов к философии понимания
7.4. Герменевтический поворот М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера: бытие человека изначально герменевтично
7.5. Современные перспективы герменевтики
Раздел 8. Современная социально-критическая теория: общество, его друзья и враги
8.1. Апология общества. Рождение критики
8.2. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы
8.3. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы. Одномерное общество
8.4. Общество как пространство социального конструирования
8.5. Власть как центральная проблема социально гуманитарных наук
Раздел 9. Структурализм и постмодернизм
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Расскажи мне историю. Ключевые идеи нарратологии
9.3. Постмодернизм: недоверие к великим рассказам
9.4. Что такое деконструкция
9.5. Концепция дискурса Мишеля Фуко
Раздел 10. Итоговая аттестация
Профессии, специальности и направления подготовки | 46.06.01 Исторические науки и археология
51.06.01 Культурология 42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 50.06.01 Искусствоведение 44.06.01 Образование и педагогические науки 45.06.01 Языкознание и литературоведение 39.06.01 Социологические науки 41.06.01 Политические науки и регионоведение 47.06.01 Философия, этика и религиоведение 48.06.01 Теология 40.06.01 Юриспруденция 38.06.01 Экономика 37.06.01 Психологические науки |
Область деятельности | Гуманитарные науки
Образование и педагогические науки Науки об обществе Искусство и культура |
Количество лекций | 10 |
Дата ближайшего старта | 18.03.2020 |
Дата окончания | 30.07.2020 |
ID курса | f9e5e42bc110401d9bdb9c29a11bdeb6 |
К-во обучающихся на версии курса | 4775 |
Язык | Русский |
Длительность | 10 недель |
Сертификат | Есть |
Версия | 4 |