29.05.2023 | 10 недель | Открытое образование |
О курсе
Цифровая культура – это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или быту. И это относится не к смартфонам или умным кофеваркам, а к таким инструментам, как работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, статистический анализ, работа с графическими редакторами и многое другое.
Специалист, который обладает навыками в области цифровой культуры, знает, как использовать инструменты, предлагаемые нам современными информационными технологиями, вне зависимости от того, имеет ли он профильное образование в области IT. Более того, цифровая культура подразумевает, что человек соблюдает так называемую цифровую этику. Это значит, что он знает, как строить общение с другими пользователями, как представлять информацию о себе, какие данные являются публичными, а какие – нет, как обеспечить информационную безопасность, какое законодательство существует в его стране в области работы с данными. Иными словами, он осознает, как правильно позиционировать себя в информационном пространстве и какие границы нельзя переступать, когда находишься в нем.
Зачем нужны знания в области цифровой культуры? Информационные технологии проникли во все сферы жизни без исключения. Будущее за Интернетом вещей, блокчейном и другими распределенными сетями, автоматизацией и экономикой роботов. Информации в целом становится все больше и больше, и обработка данных может помочь в создании лучших социальных сервисов, внедрению инноваций в промышленности, в управлении. Такие профессии, как дата-сайентист и системный аналитик, становятся все более востребованными, хотя еще далеко не все понимают, чем занимаются эти специалисты. Большая доля общения, как делового, так и личного, происходит в сети, что определяет особенности мышления и поведения поколения. Таким образом, практически в любых сферах деятельности мы сталкиваемся с необходимостью хранить, искать и анализировать большие объемы информации.
Чтобы уметь это делать, то есть грамотно обращаться с окружающей нас информацией и при этом получать осмысленные результаты, и нужна цифровая культура. То есть человек, обладая знаниями в этой области, понимает, какие алгоритмы подходят для обработки и анализа данных, какие задачи можно ставить в области данных, какие технологии подходят для решения этих задач и каким результатам можно доверять.
При этом цифровая культура сегодня нужна абсолютно всем специалистам как в технических, так и в гуманитарных профессиональных областях. Ведь даже если в обязанности сотрудника не входит разработка, например, программного обеспечения, он должен уметь поставить перед программистом техническое задание, грамотно формулируя задачи своей предметной области. Статистический анализ и обработка больших данных важны в любой работе, связанной с экономикой. От специалистов в области коммуникации требуются навыки работы с графическими редакторами, системами CMS, HTML-разметкой и другими цифровыми инструментами. Филологу нужно уметь анализировать тексты, биоинформатику – обрабатывать последовательности ДНК. Потому что такова экономика будущего, и без знаний в области цифровой культуры уже невозможно стать востребованным специалистом практически в любой профессии.
Результат
- Знание основных понятия цифровых технологий (РО-1)
- Знание основных цифровых технологий и алгоритмов их работы (РО-2)
Формируемые компетенции
Способность применять цифровые технологии для анализа и решения мировоззренческих, социально-личностных и профессиональных проблем и процессов, определяющих жизнедеятельность в цифровом пространстве (КК-4)
О преподавателях

Входные требования
Содержание курса
В курсе рассматриваются следующие темы:
- Архитектура ЭВМ и ОС
- Технологии программирования
- Информационная безопасность
- Сетевые технологии
- Квантовые технологии
- Цифровая этика
- Основы персональной информационной безопасности
- Цифровое образование
- Цифровая экономика. Блокчейн
- Библиографический поиск
- Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности
- Культура Интернет-коммуникаций
- Встроенные системы
- Цифровые гуманитарные науки
Каждая тема предполагает изучение в течение одной недели.
Профессии, специальности и направления подготовки | 45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств 12.05.01 Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья 12.03.01 Приборостроение 19.03.03 Продукты питания животного происхождения 16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения 27.03.05 Инноватика 12.03.03 Фотоника и оптоинформатика 09.03.03 Прикладная информатика 38.03.01 Экономика 27.03.04 Управление в технических системах 12.03.02 Оптотехника 16.03.01 Техническая физика 12.03.05 Лазерная техника и лазерные технологии 09.03.01 Информатика и вычислительная техника 10.03.01 Информационная безопасность 19.03.01 Биотехнология 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи 11.03.03 Конструирование и технология электронных средств 09.03.04 Программная инженерия 15.03.06 Мехатроника и робототехника 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика |
Область деятельности | Гуманитарные науки
Образование и педагогические науки Инженерное дело, технологии и технические науки Науки об обществе |
Дата окончания записи | 31.12.2023 |
Трудоёмкость в з.е. | 3.0 |
Количество лекций | 16 |
Дата ближайшего старта | 29.05.2023 |
Дата окончания | 17.12.2023 |
ID курса | 1787817acbfb46d8bb977cf160ebd87e |
К-во обучающихся на версии курса | 17015 |
Язык | Русский |
Длительность | 10 недель |
Сертификат | Есть |
Версия | 13 |