18.03.2020 | 10 недель | Открытое образование |
О курсе
Первая часть «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» данного курса построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.
В этом курсе слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.
Системный и интегративный характер инженерных задач обусловливает тесное взаимодействие естественных, технических и социально-гуманитарных наук, конкретным проявлением которого является появление информатики и информационных технологий. В этом контексте рассматривается техносфера современного постиндустриального общества, положение человека в современной социально-технической среде, особенности современных социальных систем и перспективы глобального технического развития.
Результат
В результате освоения курса аспирант должен:
Знать:
- предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
- уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
- знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
- ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
- сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.
Уметь:
- использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
- применять на практике базовые профессиональные навыки;
Владеть:
- информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.
Формируемые компетенции
Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
О преподавателях

Содержание курса
Онлайн-курс состоит из десяти разделов:
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Техника как объект исследования. Понятие техносферы
6.1. Возникновение философии техники и обсуждаемые ею проблемы
6.2. Как определить технику?
6.3. Философы о технике
6.4. Человек и человеческая деятельность
6.5. Общество и техносфера
Раздел 7. Технические знания, этапы развития технических знаний
7.1. Техническое знание в доиндустриальный период
7.2. Техника и познание природы
7.3. Становление научного технического знания
7.4. Методология науки и техническое знание
Раздел 8. Технические науки, теория в технических науках
8.1. Абстрактные схемы в технической теории
8.2. Технические науки классического типа
8.3. Системное мышление и неклассические науки
8.4. Информационная революция, понятие информации
8.5. Компьютерная революция и постиндустриальная технологическая волна
Раздел 9. Социальная экспертиза и социальная ответственность в технике
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Социальная оценка техники
9.3. Этика и развитие техносферы
9.4. Проблема социальной ответственности в технике
9.5. Философия техники и технических наук: заключительная лекция
Перед итоговой аттестацией проводится вебинар.
Раздел 10. Итоговая аттестация
Профессии, специальности и направления подготовки | 14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии
11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи 28.06.01 Нанотехнологии и наноматериалы 21.06.02 Геодезия 22.06.01 Технологии материалов 10.06.01 Информационная безопасность 07.06.01 Архитектура 12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 08.06.01 Техника и технологии строительства 13.06.01 Электро- и теплотехника 09.06.01 Информатика и вычислительная техника 23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта 20.06.01 Техносферная безопасность 15.06.01 Машиностроение 16.06.01 Физико-технические науки и технологии 29.06.01 Технологии легкой промышленности 02.06.01 Компьютерные и информационные науки 27.06.01 Управление в технических системах 21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 18.06.01 Химическая технология 24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника 25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии 26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
Область деятельности | Инженерное дело, технологии и технические науки
Математические и естественные науки |
Количество лекций | 10 |
Дата ближайшего старта | 18.03.2020 |
Дата окончания | 30.07.2020 |
ID курса | 12d2aa9e13104364bc813900e649faac |
К-во обучающихся на версии курса | 2218 |
Язык | Русский |
Длительность | 10 недель |
Сертификат | Есть |
Версия | 4 |