История и теория медиа
01.11.202212 недель Открытое образование

О курсе

Основная цель онлайн-курса НИУ ВШЭ – продемонстрировать роль медиа в формировании национальных государств, капиталистической̆ экономики и участия населения в политике. Другой важной задачей курса является рассмотрение теоретических подходов к изучению медиа и коммуникаций. Представлены макросоциальные и микросоциальные теории медиа с точки зрения изучения медиаинститутов, сообщений медиа (материалов), каналов коммуникации и медиаэффектов.
Обычно дистанционный курс адресован всем студентам магистратуры  и выпускных курсов бакалавриата интересующихся историей и теоретическими аспектами медиакоммуникаций.
В данном курсе используется большое количество концепций медиатеории: критическая теория, социология инноваций, политэкономия медиа, Cultural Studies, лингвистические подходы и др.

Результат

В результате освоения дисциплины слушатель сможет:

  • связывать отдельные исторические периоды развития человечества с определенными закономерностями развития медиа и носителей коммуникаций в целом;
  • классифицировать различные теории медиа;
  • находить применение различным теориям медиа в процессе анализа социума;
  • высказывать (перечислять) ключевые положения отдельных теорий и групп теорий, связанных с коммуникациями;
  • подбирать методы для проведения исследований в тех или иных сферах медиа, связывая данные методы с теоретической базой, на которую данные методы опираются;
  • оценивать границы групп теорий, методические ограничения каждой из них.

Формируемые компетенции

Направление подготовки бакалавра 42.03.02 (Журналистика):

  • Обладать способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3).
  • Обладать способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1).
  • Обладать способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9).
  • Обладать способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10).
  • Направление подготовки магистра 42.04.02 (Журналистика):

    • Обладать готовностью осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3).
    • Обладать готовностью к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8).
    • Обладать способностью выявлять актуальные для науки и практики проблемы медиаисследований, эффективно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт (ПК-6).
    • Направление подготовки бакалавра 42.03.05 (Медиакоммуникации):

      • Обладать способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОПК-8).
      • Обладать способностью воспринимать профессиональные тексты, как на русском, так и на иностранном языке, понимать их коммуникативную эффективность (ПК-21).
      • Направление подготовки бакалавра 41.03.06 (Публичная политика и социальные науки):

        • Обладать способностью давать характеристику и оценку актуальным событиям и процессам, выявляя их связь с политическим, экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с историческим развитием государства и общества (ОПК-09).
        • Направление подготовки магистра 39.04.01 (Социология):

          • Обладать способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3).
          • Обладать способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).
          • Направление подготовки магистра 42.04.01 (Реклама и связи с общественностью):

            • Обладать способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, подготавливать базу для научных исследований (ПК-20).
            • Обладать способностью применять в исследованиях основные концепции и принципы самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем, учитывать их динамику и тенденции (ПК-21).
            • Направление подготовки магистра 42.04.05 (Медиакоммуникации):

              • Обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности, а также способностью рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности (ОПК-1).
              • Обладать способностью воспринимать тексты медиа с точки зрения их перформативности, семантики и смысла, и идентификации возможных манипуляций в различных их формах (устной и письменной, с использованием аудиовизуальных средств) (ОПК-10).
              • Обладать способностью описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в том числе для студенческой аудитории для целей преподавания (ПК-5).
              • О преподавателях

                Входные требования

                Для изучения данного курса желательно иметь базовые знания в сфере культуры и социологии.

                Содержание курса

                Профессии, специальности и направления подготовки
                42.04.05 Медиакоммуникации
                39.04.01 Социология
                42.04.02 Журналистика
                42.03.01 Реклама и связи с общественностью
                41.03.06 Публичная политика и социальные науки
                42.03.02 Журналистика
                Область деятельности
                Науки об обществе
                Дата окончания записи01.11.2030
                Трудоёмкость в з.е.3.0
                Количество лекций12
                Дата ближайшего старта01.11.2022
                Дата окончания01.11.2030
                ID курсаf9fb215172bf414296f04b7316f8e278
                К-во обучающихся на версии курса28425
                ЯзыкРусский
                Длительность12 недель
                СертификатЕсть
                Версия11

                Рекомендуемые курсы

                Правообладатель
                НИУ ВШЭ

                Рецензии и оценки

                Отзывы 0
                Чтобы оставить отзыв необходимо войти

                Отсутствует текст отзыва.