18.03.2020 | 10 недель | Открытое образование |
О курсе
Курс расскажет о географических особенностях природы и населения разных территорий нашей планеты, ведь география – это не просто наука, а способ изучения современного мира, понимание каждым своего места в мире как части окружающей среды, ответственности за ее сохранение.
Задачи курса:
- конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
- выявить географические особенности природы, населения разных территорий, в том числе России;
- сформировать целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
- закрепить картографическую грамотность;
- уяснить смысл основных географических понятий и терминов;
- выявить и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи;
- иметь представление об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
В процессе освоения дисциплины обучающиеся смогут:
- оценивать и прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
- объяснять географическую специфику крупных природных географических оболочек, географические явления и процессы в геосферах и взаимосвязи между ними, географические следствия движений Земли, изменение в географической оболочке в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- опираться на современные научные представления в процессе изучения географии и экологии;
- анализировать демографическую, экономическую, экологическую ситуацию на локальном, региональном, глобальном уровнях;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи.
Результат
В результате освоения курса студент должен:
Знать: цели, задачи и систематизацию наук о земле, а также основные этапы развития географической науки; теоретические основы географии и наук о Земле; космические и планетарные факторы, определяющие развитие географической оболочки; внутреннее строение Земли; состав, строение и основные типы движения земной коры; исторические этапы формирования рельефа и земной поверхности, основные эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы, формы рельефа; состав атмосферы; давление, нагревание и содержание воды в атмосфере; закон климатической зональности и его влияние на компоненты географической оболочки; распределение водных масс на поверхности земли и их роль в формировании и функционирование географической оболочки; основные почвообразующие факторы, свойства, функции и распределение почв на поверхности земли; основные этапы эволюции биосферы, ее границы и структуру; структурные взаимосвязи между компонентами в географической оболочки для анализа изменений и решения отдельных практических задач; численность и структуру населения; размещение и формы расселения населения в мире и России; размещение и обеспеченность природными ресурсами: факторы размещения и особенности ведущих отраслей экономики мира и России; особенности географического положения и природных условий России; географическую номенклатуру.
Уметь: объяснять современные представления о форме Земли, движении в пространстве и времени, строении и движении структурных частей геосфер; отличать друг от друга формы рельефа различного генезиса, анализировать морфоструктуры и морфоскульпьтуры земной поверхности; анализировать изменения, происходящих в географической оболочке, происходящие в результате изменения отдельных компонентов природной среды; анализировать и объяснять размещение и обеспеченность населения и природными ресурсами, факторы размещения ведущих отраслей экономики мира и России
Владеть навыками: работы с географическими атласами и географическими картами разного масштаба; анализа и составления схем, таблиц, графиков, диаграмм и интерпретации информации, содержащейся в них; применения понятийно-терминологического аппарата географии и смежных наук; объяснения физико-и экономико-географических процессов в географической оболочке, а также применения теоретических знаний для решения исследовательских и прикладных задач.
Формируемые компетенции
Содержание курса
Онлайн-курс состоит из девяти разделов:
Раздел 1. Источники географической информации
1.1. История развития географических знаний о Земле
1.2. Форма и размеры Земли
1.3. Осевое движение Земли и географические следствия
1.4. Орбитальное движение Земли и географические следствия
1.5. Виды изображения земной поверхности
1.6. Географическая карта
Раздел 2. Атмосфера Земли
2.1. Понятие об атмосфере
2.2. Нагревание атмосферы
2.3. Вода в атмосфере
2.4. Давление атмосферы
2.5. Воздушные массы и атмосферные фронты
2.6. Погода и климат
Раздел 3. Литосфера Земли
3.1. Внутреннее строение Земли. Геологическое летоисчисление
3.2. Состав и строение земной коры
3.3. Рельефообразующие внутренние процессы
3.4. Рельефообразующие внешние процессы
3.5. Рельеф суши
3.6. Рельеф дна Мирового океана
Раздел 4. Гидросфера и биосфера Земли. Географическая оболочка
4.1. Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе. Мировой океан: свойства вод
4.2. Движение вод в океане: волнения и морские течения
4.3. Воды суши: подземные воды, озёра, ледники
4.4. Воды суши: реки, болота
4.5. Биосфера
4.6.Понятие о географической оболочке. Свойства и закономерности
Раздел 5. Население мира
5.1. Численность населения мира и её динамика
5.2. Естественное движение населения
5.3.Поло-возрастная структура населения
5.4. Механическое движение населения
5.5. Этногеография
5.6. Размещение населения и географические формы расселения
Раздел 6. Экономическая география мира
6.1. Современная политическая карта мира. Основные типы стран
6.2. Ресурсный мировой потенциал.
6.3. География добывающих отраслей
6.4. География обрабатывающих отраслей
6.5. География сельского хозяйства
6.6. География мирового транспорта
Раздел 7. География России: природа
7.1. Географическое положение страны
7.2. Геологическое строение
7.3. Разнообразие рельефа
7.4. Климатические особенности
7.5. Богатство внутренних вод
7.6. Природные зоны
Раздел 8. География России: население
8.1. Численность и воспроизводство населения
8.2. Миграции населения
8.3. Половозрастная структура населения
8.4. Рынок труда и трудовые ресурсы
8.5. Национальный состав населения страны
8.6. Особенности расселения населения
Раздел 9. География России: экономическая и пространственная специфика
9.1. Топливная промышленность
9.2. Энергетика
9.3. Черная и цветная металлургия
9.4. Химическая промышленность
9.5. Сельское хозяйство
9.6. Внешнеэкономическая деятельность
Перед итоговой аттестацией проводится вебинар
Раздел 10.
Итоговая аттестация
Профессии, специальности и направления подготовки | 05.03.06 Экология и природопользование
05.03.04 Гидрометеорология |
Область деятельности | Математические и естественные науки
|
Количество лекций | 10 |
Дата ближайшего старта | 18.03.2020 |
Дата окончания | 30.07.2020 |
ID курса | 2eae45146aa34de09a93636f820c4497 |
К-во обучающихся на версии курса | 7651 |
Язык | Русский |
Длительность | 10 недель |
Сертификат | Есть |
Версия | 4 |